Главная » Статьи » Избранное

Вялкова Галина Михайловна Волгоград
вялкова галина михайловна волгоград

За курс основной школы. 9 Класс составители: Вялкова Галина Михайловна Чернова Татьяна Анатольевна

Комитет по образованию Администрации Волгоградской области

Волгоградский государственный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ

ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ЗА КУРС ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ.

9 КЛАСС

СОСТАВИТЕЛИ:

Вялкова Галина Михайловна

Чернова Татьяна Анатольевна,

методисты кафедры гуманитарного образования ВГИПК РО

Волгоград-2007

ОБЩИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ.

Предлагаемый экзаменационный материал позволяет организовать итоговую аттестацию по литературе за курс основной школы и провести экзамен в новой форме по открытым заданиям.

Задача создания новой модели экзамена актуальна в связи с введением профильного обучения, позволяющего более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, требующего дифференциации учащихся при зачислении различные по профилю классы старшей школы.

^ Характеристика содержания и структуры экзаменационной работы

Содержание экзаменационной работы определяется на основе следующих документов:

Обязательного минимума содержания основного общего образования (Приказ Минобразования России «Об утверждении временных требований к Обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. №1236

Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе (Приказ Минобразования России «Об утверждении Федерального компонента Государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).

Отбор художественных произведений, на которых базируется экзаменационная работа, определяется рядом принципиальных позиций: это произведения, которые изучались в 9 классе, в меньшей степени в 7 и в классах произведения, которые включены в итоговую аттестацию за курс средней (полной) школы.

Произведения, рекомендуемые для включения

в итоговую аттестацию учащихся 9-х классов

Из древнерусской литературы

1. «Слово о полку Игореве»

Из русской литературы 18 века

2. Д.И.Фонвизин. Комедия «недоросль»

3. Н.М.Карамзин. Повесть «Бедная Лиза»

Из русской литературы первой половины 19 века

4. В.А.Жуковский. Баллада «Светлана»

5. А.С.Грибоедов. Комедия «Горе от ума»

6. А.С.Пушкин. Стихотворения: «К Чаадаеву», «Деревня», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «К***», «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Няне», «Зимняя дорога», «Поэт», «Анчар», «на холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Поэту», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Роман «Евгений Онегин». Повесть «Станционный смотритель». Роман «Капитанская дочка».

6. М.Ю.Лермонтов. Стихотворения: «Парус», «Смерть поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «Тучи», «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк», «Листок», «Утес». «Песня про купца Калашникова». Поэма «Мцыри». Роман «Герой нашего времени».

7. Н.В.Гоголь. Комедия «Ревизор». Повесть «Шинель». Поэма «Мертвые души».

Из русской литературы второй половины 19 века

8. И.С.Тургенев. «Бирюк», «Бежин луг»

9. Ф.И.Тютчев. Стихотворения: «Весенняя гроза», «Фонтан», «С поляны коршун поднялся…», «Тени сизые сместились…», «Умом Россию не понять…», «Есть в осени первоначальной…»

10. А.А.Фет. Стихотворения: «Учись у них – у дуба, у березы…», «В дымке – невидимке…», «Вечер», «Я пришел к тебе с приветом…», «Как беден наш язык! Хочу и не могу…»

11. А.К.Толстой. Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно…», «Звонче жаворонка пенье…»

12. Н.А.Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Несжатая полоса», «размышления у парадного подъезда», «железная дорога».

13. М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь».

14. Л.Н.Толстой. Рассказ «После бала».

15. А.П.Чехов. Рассказы: «Тоска», «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Толстый и тонкий».

Из русской литературы 20 века

16. И.А.Бунин. Рассказы: «Лапти», «Танька».

17. А.А.Блок. Стихотворения: «О весна без конца и без краю…», «О доблестях, о подвигах, о славе…».

18. В.В.Маяковский. Стихотворения: «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «О дряни».

19. С.А.Есенин. Стихотворения: «Береза», «Гой ты, Русь, моя родная…», «Пороша».

20. М.А.Шолохов. Рассказ «Судьба человека».

21. А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы: «Переправа», «Два бойца», «Поединок»).

22. В.М.Шукшин. Рассказы: «Срезал», «Чудик».

23. А.И.Солженицын. Рассказ «Матренин двор».

Из русской литературы второй половины 20 века

24. Проза второй половины 20 века: Ф.А.Абрамов, Ч.Т.Айтматов, В.П.Астафьев, В.И.Белов, В.В.Быков, Ф.А.Искандер, Ю.П.Казаков, В.Л.Кондратьев, Е.И.Носов, В.Г.Распутин, А.Н.и Б.Н.Стругацкие, В.Ф.Тендряков, В.Т.Шаламов. (Произведения не менее трех авторов по выбору.)

25. Поэзия второй половины 20 века: И.А.Бродский, А.А.Вознесенский, В.С.Высоцкий, Е.А.Евтушенко, Б.Ш.Окуджава, Н.М.Рубцов. (Стихотворения не менее трех авторов по выбору.)

Экзаменационная работа по литературе структурном отношении базируется на системе поэтапной проверки знания учащимися содержания художественных текстов, входящих в школьный курс литературы, а также проверки умений выпускников основной школы воспринимать и анализировать художественные произведения в их жанрово-родовой специфике с опорой на знания историко-литературного характера, создавать собственный текст на основе анализа и интерпретации литературных произведений.

^ Характеристика заданий, используемых для проведения итоговой аттестации

Экзаменационная работа позволяет выявить уровень владения умениями. названными в Федеральном компоненте Государственного стандарта основного общего образования по литературе:

воспринимать и анализировать художественный текст

выделять смысловые части художественного текста

определять род и жанр литературного произведения

выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения давать характеристику героев

выражать свое отношение к прочитанному

владеть различными видами пересказа

строить устное и письменное высказывание в связи с изученным произведением

писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

задания части 1 и 2 проверяют умения выпускниковопределять основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений: тематику, отношения героев и соотнесенность событий, особенност повествования, поэтическую интонацию, некоторые важнейшие факты историко-литературного характера и т.д.

В этих частях выявляются умения комментировать эпизод, анализировать и интерпретировать текст с учетом авторской позиции, сопоставлять данный художественный текст с произведениями русской классики, опираясь на внутрипредметные связи изученного курса.

Задание части 3 является наиболее важным в системе экзаменационной работы: оно выявляет степень сформированности у выпускника навыка написания сочинения.

В задачи итогового контроля входит проверка не только знания литературных фактов, но и понимание образной природы словесного искусства освоения теоретико-литературных понятий. Задания всех трех частей экзаиенационной работы опираются на систему теоретико-литературных понятий, названных в Федеральном компоненте Госстандарта основного общего образования:

- художественная литература как искусство слова

- художественный образ

- фольклор, жанры фольклора

- литературные роды и жанры

- основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм

- форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог лирическое отступление конфликт система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой

- язык художественного произведения, изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.

- проза и поэзия. основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

Важно отметить, что задания, включающие указанные термины и понятия, проверяют не знания формулировок, а умение видеть особенности литературного произведения и применять то или иное понятие в практике анализа художественного текста.

Экзаменационная работа для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2008 года (по новой форме) по ЛИТЕРАТУРЕ

^ ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ВАРИАНТ

Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из трех частей. На ее выполнение дается 4 часа (240 минут). Рекомендуем так распределить время на выполнение работы: части 1,2 – не более 2-х часов часть 3 – 2 часа.

Части 1 и 2 экзаменационной работы включает в себя анализ художественного текста (фрагмент эпического, или драматического) произведения и лирический текст.

Внимательно прочитайте каждый из предложенных текстов и последовательно выполните ряд заданий, направленных на выявление особенностей содержания и формы рассматриваемых произведений.

Анализ текста эпического (драматического) и лирического произведений имеет общую структуру: 4 задания с выбором ответа (тип А), 3 задания с кратким ответом (тип В).

К каждому из заданий А с выбором ответа дано 4 варианта ответа, один из которых является правильным. Внимательно прочитайте каждое задание и укажите номер правильного ответа.

Следующие 3 задания В требуют краткого ответа (слова или сочетания слов).

Часть 3 представлена проблемным вопросом на литературную тему, на который нужно дать развернутый аргументированный ответ (сочинение).

Часть1.

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания А1 – А4 В1 – В3

Хлестаков, Городничий и Добчинский. Городничий, вошед, останавливается. Оба в испуге смотрят несколько минут один на другого, выпучив глаза.

Городничий. (немного оправившись и протянув руки по швам). желаю здравствовать!

Хлестаков (кланяется). Мое почтение…

Городничий. Извините.

Хлестаков. Ничего…

Городничий. Обязанность моя, как градоначальника здешнего города, заботиться о том, чтобы проезжающим и всем благородным людям никаких притеснений…

Хлестаков (сначала немного заикается, но к концу речи говорит громко). да что же делать. Я не виноват… Я, право, заплачу… Мне пришлют из деревни.

^ Бобчинский выглядывает из дверей.

Он больше виноват: говядину мне подает такую твердую, как бревно а суп – он черт знает чего плеснул туда, я должен был выбросить его за окно. Он меня морил голодом по целым дням… Чай такой странный: воняет рыбой, а не чаем. за что ж я… Вот новость!

Городничий (робея). Извините, я, право, не виноват. на рынке у меня говядина всегда хорошая. привозят холмогорские купцы, люди трезвые и поведения хорошего. Я уж не знаю, откуда он берет такую. А если что не так, то… Позвольте мне предложить вам переехать со мною на другую квартиру.

Хлестаков. Нет, не хочу! Я знаю, что значит на другую квартиру: то есть – в тюрьму. да какое вы имеете право? Да как вы смеете. Да вот я… Я служу в Петербурге. (бодрится) Я, я, я…

Городничий (в сторону). О господи ты боже, какой сердитый! Все узнал, все рассказали проклятые купцы!

Хлестаков (храбрясь). Да вот вы хоть тут со всей своей командой – не пойду! Я прямо к министру! (Стучит кулаком по столу) Что вы? что вы?

Городничий (вытянувшись и дрожа всем телом). Помилуйте, не погубите! жена, дети маленькие… не сделайте несчастным человека.

Хлестаков. Нет, я не хочу! Вот еще! мне какое дело? оттого, что у вас жена и дети, я должен идти в тюрьму, вот прекрасно!

^ Бобчинский выглядывает в дверь и в испуге прячется

Нет, благодарю покорно, не хочу!

Городничий (дрожа). По неопытности, ей-богу, по неопытности. Недостаточность состояния… Сами извольте посудить: казенного жалованья не хватает даже на чай и сахар. Если ж и были какие взятки, то самая малость: к столу что-нибудь на на пару платья. Что же до унтер-офицерской вдовы, занимающейся купечеством, которую я будто бы высек, то это клевета, ей-богу клевета. Это выдумали злодеи мои это такой народ, что на жизнь мою готовы покуситься.

Хлестаков. Да что? мне нет никакого дела до них. (В размышлении.) Я не знаю, однако же, зачем вы говорите о злодеях и о какой-то унтер-офицерской вдове… Унтер-офицерская жена совсем другое, а меня вы не смеете высечь, до этого вам далеко… Вот еще! смотри ты какой. Я заплачу, заплачу деньги, но у меня теперь нет. Я потому и сижу здесь, что у меня не ни копейки.

Городничий (в сторону). О, тонкая штука! Эк куда метнул! какого туману напустил! Разбери кто хочет! Не знаешь, с которой стороны и приняться. Ну, да уж попробовать не куды пошло! Что будет, то будет, попробовать на авось. (Вслух) Если вы точно имеете нужду в деньгах или в чем другом, то готов служить сию минуту. Моя обязанность помогать проезжающим.

Хлестаков. Дайте, дайте мне взаймы! Я сейчас же расплачусь с трактирщиком. Мне бы только рублей двести или хоть даже и меньше.

Городничий (поднося бумажки). Ровно двести рублей, хоть и не трудитесь считать.

Хлестаков (принимая деньги). Покорнейше благодарю. Я вам тотчас пришлю их из деревни… у меня это вдруг… Я вижу, вы благородный человек. Теперь другое дело.

Городничий (в сторону). Ну слава богу! деньги взял. Дело, кажется, пойдет теперь на лад. Я таки ему вместо двухсот четыреста ввернул.

(Н.В.Гоголь «Ревизор»)

А1. Какова авторское определение жанра пьесы Н.В.Гоголя «Ревизор»?

1. трагедия

2. водевиль

3. комедия

4. мелодрама

А2. Приведенный во фрагменте диалог Городничего с Хлестаковым является

4. экспозицией

А3. Из разговора героев читатель узнает о (об)

1. нравах различных слоев общества

2. истории возникновения уездного города

3. поисках смысла человеческой жизни

4. истоках формирования характера Хлестакова

А4. Причина визита Городничего к Хлестакову состоит

1. в заботе градоначальника о проезжающих

2. в необходимости выселить Хлестакова из гостиницы

^ В3. Хлестаков жалуется на говядину, «твердую, как бревно». Назовите прием, использованный в речи героя.

Источники: http://izlov.ru/docs/100/index-22818.html

Категория: Избранное | Добавил: volgograd-8442 (09.09.2015)
Просмотров: 486 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Investigationes
CHARLES S. ANDREWS
3139 Brownton Road
Long Community, MS 38915



+7 495 287-42-34 info@ucoz.com
Mirum
sample map